Эмине Мустафаева в детстве сама себе пела айнени

18 октября 2017 в 00:00

В крымской столице в антикафе YURT 16 октября состоялся творческий вечер молодой крымскотатарской певицы, солистки фольклорного ансамбля QIRIM Эмине Мустафаевой. Певица рассказала о первом сценическом опыте, действующих творческих проектах и поделилась планами на будущее. Не обошла стороной и болезненные для крымскотатарской музыки вопросы современного засилья кавказского шансона и репертуара крымскотатарских свадеб. И, конечно, порадовала собравшихся зрителей исполнением народных и авторских песен.

Первые шаги на сцене

Как рассказывал мне мой дедушка, еще в раннем детстве я сама себя убаюкивала, напевая колыбельные – айнени. Но есть и генетическая предрасположенность, поскольку оба моих родителей – музыканты. Лет в пять я решила, что у меня должна быть своя песня. Так я и заявила отцу, даже начала напевать ему мелодию. Он удивился, но обработал эту мелодию, добавил слова, так и появилась моя первая песня, посвященная нашей любимой маме. Потом с семи лет начались выступления на «Шелляле», конкурсы, фестивали. Старались выбирать те конкурсы, которые помогали набираться опыта, расти в музыкальном плане.  В 11-м классе я окончательно решила связать свою жизнь с музыкой, поступила в Крымский инженерно-педагогический университет, где сейчас и преподаю. Ансамбль QIRIM, в котором я являюсь солисткой, — это отдельная история моей жизни. Потому что народные песни нас воспитывают и учат языку, мы черпаем оттуда мудрость и опыт. Это наше богатство. Есть и другая творческая грань – это песни авторские, эстрадные, которые мы сочиняем вместе с отцом.

Об отличительной черте крымскотатарской музыки

Наша музыка уникальна, у нас есть все, что мы ищем в других культурах – и кавказские мотивы, и балканская музыка. Но в нашей музыке все это звучит по-своему. Есть отличительные черты в нашей музыке, в первую очередь, если рассматривать с теоретической точки зрения, то это наши лады, обороты, мелизмы. Но сегодня часто мы многое заимствуем из другой музыки, и вот эта неразбериха путает, не дает отличить наше от наносного. Конечно, музыкальные теоретики сразу слышат различия и умеют определять своё и чужое.  Каждый раз, когда я делаю аранжировки, я прошу музыкантов: «Сыграйте по-крымскотатарски». Не все понимают, что я от них требую. Стили могут быть разные, но колорит все равно дает только народная музыка. Считаю, нам просто необходимы музыкальные национальные школы, в которых будут обучать этому. Я рада, что в нашем университете есть оркестр народных инструментов Рустема Комурджи, который занимается возрождением, готовит музыкантов, которые специализируются именно на игре на национальных инструментах – сантырах, сазах и других.

О свадьбах

Если раньше процент иностранной музыки на свадьбах был меньше народной, то сейчас ситуация обратная. Целые составы шикарных музыкантов сидят на свадьбах по сути без дела, потому что заказывают то, что играют с электронных носителей. Я не боюсь говорить, что и наши певцы увлекаются исполнением азербайджанских песен, например. Почему мы не можем сделать свою народную песню в интересной интерпретации, в лаунж стиле, скажем. Молодежь очень увлекается чужой культурой. Но и старшее поколение не уступает: в их плейлистах песни про Ташкент и Самарканд. Смешно, когда на свадьбе выходит девушка и «лепит» под «Плановую», даже не понимая смысл этой песни, ее слов. Я всегда размышляю на эту тему. Может, наши музыканты в своем развитии слишком ушли вперед, а не хватает той самой «дежурной» музыки, которая бы заполняла эту потребность в легком и несложном для восприятия музыкальном жанре.

Вокальная студия

Свою студию вокала хотелось открыть уже давно. Сейчас мы нашли помещение, но это не студия, а простое помещение в образовательном центре. Мне хочется, чтобы мои ученики начинали с малого, развивались постепенно. Не так, когда ты сразу выложил ученикам все карты на стол: вот тебе и микрофон, и студия. Нет, пусть они чувствуют, с чего они должны начинать. Это воспитывает. У нас есть дети, которые ходят с четырех лет. Для меня это новый опыт. До этого я работала только со студентами. Дети —  совершенно другая публика. С ними мы занимаемся в игровой форме. После общения с ними остается огромный заряд энергии. В планах расти и расширяться, хочу перейти в отдельную студию. Что же касается студентов, они все меня радуют, даже малейшими успехами. Мне приятно, что они тянутся к нашему родному, крымскотатарскому. Стараются народные песни преподносить в новом жанре, делают каверы. Не секрет, что у нас огромный пробел в музыкальной культуре, и я надеюсь, молодое поколение эту проблему разрешит.

Поделиться в социальных медиа: