Она — дочь известного крымскотатарского скульптора и художника, с детства окружена прекрасными образами и искусством. Однако нашла себя и свое место в творчестве не сразу. Мы побеседовали с фотохудожницей Эвелиной Алиевой о начале пути, первых успехах и будущих планах.
CANLI: Вы выросли в творческой семье. Ваш отец известный крымскотатарский художник и скульптор – Айдер Алиев. Хотел ли он, чтобы вы пошли по его стопам, прививал ли с детства любовь к прекрасному?
Я варилась во всем этом с раннего детства. Мастерские, разговоры, книги, постоянное присутствие зрительных образов – это все окружало меня и в любом случае воспитывало меня. Если ребенок окружен такими прекрасными вещами, то он обязательно это все впитывает. Хотел ли бабам (отец — примечание ред.), чтобы я была связана с искусством? Скорее, он хотел, чтобы я была связана с искусствоведением. Но я всегда занималась языками, очень любила языки, собственно, поэтому я и поступила на тюркологию и заканчивала востоковедение. Искусством я занималась, но не рассматривала его как свой основной вид деятельности.
Фотоискусством я начала заниматься с рождением дочери. Инает семь лет. Сначала это были очень робкие шаги, это был просто фиксаж происходящего вокруг её развития. И только четыре года назад я встала на путь фотоискусства, начала учиться смотреть, непосредственно заниматься этим, начала не просто фотографировать на память, а работать над видением, образом.
CANLI: Можно ли объективом «рисовать» и создавать картины?
Создавать картины — моя высшая цель. И даже не объективом, наверное, а световыми и цветными пятнами, линиями. Объектив — это техническое средство, потому что я рисую не кистью, а светом через объектив. Что касается отличия между фотографом и фотохудожником, то фотограф — это ступенька на пути к фотохудожнику. Кто-то входит в зону комфорта и остается на этой ступеньке, кто-то идёт дальше. Постоянно происходит работа, всегда что-то хочется сказать зрителю, хочется воздействовать на него, донести определенную мысль. Все-таки фотограф просто фиксирует происходящее вокруг, а фотохудожник поднимает актуальные проблемы.
CANLI: Раз уж речь зашла об учебе и развитии, как вы думаете, фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?
Скажем, техническую сторону фотоаппарата и не учась нигде можно с легкостью освоить. Можно просто внимательно прочитать инструкцию к фотоаппарату, чем многие пренебрегают. Это, конечно, вопрос индивидуальный, кто-то идет учиться в группы, кто-то развивается как художник-самоучка. В любом случае должны быть какие-то ориентиры, хотя бы на начальном этапе. Нужно ориентироваться на мэтров и понимать, что я хочу снимать как, например, этот человек. В дальнейшем всё равно нужны какие-то занятия, мастер-классы. По крайней мере, я постоянно учусь. Хотя бывают периоды, когда я набираюсь знаний, а потом просто работаю над определенными темами, применяю полученные знания.
CANLI: Вы пока только учитесь или уже учите?
Сама я не преподаю, учеников у меня нет, есть только ученики, которым я преподаю английский. А бонусом фотоуроки достаются пока только моей дочери (смеется).
CANLI: «Я всегда с собой беру видеокамеру». Это про вас или вы носите с собой камеру лишь тогда, когда планируете поснимать? Ведь вдохновение, как и в поэзии, может прийти в любое время суток.
Наверное, в 80% случаев я выхожу с камерой. Не беру с собой камеру, когда понимаю, что мне нужно куда-то ехать или, допустим, свет не тот. Но потом об этом очень часто жалею. В такие моменты я пользуюсь телефоном. У меня очень много работ, сделанных именно на камеру мобильного телефона. Я считаю, что современный путь фотоискусства не ограничивает людей в технике. Сейчас одним из ведущих трендов являются фотографии на мобильные устройства. На сегодняшний день много фотошкол предлагают курсы по осваиванию мобилографии. Сейчас это нормально, потому что у многих телефонных камер такие возможности, что достаточно видеть свет и кадр, остальное за вас сделает ваш гаджет.
CANLI: На большей части своих работ вы запечатлеваете детей. Это совпадение?
Есть разные фотографы. Кто-то категорически не работает с детьми, кто-то наоборот. Я очень люблю фотографировать детей, делать семейные фотографии, женские портреты — это мои темы. Я восхищаюсь миром детей. Я стараюсь фотографировать так, чтобы не нарушить то состояние, которое произошло в этот момент, то есть я подкрадываюсь, я подглядываю за детьми, за их состоянием и фотографирую его. Смотря на своего ребенка, я думаю о том, как можно сохранить это состояние подольше и стараюсь перенести это состояние на картинку фотокамеры. Я люблю фотографировать детей, ведь это живые фотографии, живые эмоции, без пластмассы, без пластика. Мне не нравится , когда детей заставляют улыбаться в кадр. Когда говорят, что если ребенок не улыбается, он не похож на себя, это абсолютно неправда, потому что дети очень честные.
CANLI: Вы сказали, что очень любите снимать женские портреты. Женщины по своей натуре часто непростые люди.
Если мы говорим о женщине как о модели, то для начала нужно создать максимально комфортные условия для нее. У каждой женщины свой язык комфорта. Кто-то говорит постоянно, и ты входишь с таким человеком в контакт. В процессе общения возникают какие-то образы, которые ты пытаешь отразить на лице. Нужно сделать так, чтобы женщина находилась в максимально выигрышном световом рисунке. Создать то состояние, чтобы фотосессия была не мучением, а праздником. Это все до такой степени индивидуально, что нет каких-то отработанных правил или приемов. Поэтому и результат каждый раз разный.
CANLI: Ряд ваших фотографий были выбраны редакторами интернет-издания VOGUE Italia. Это событие, известность повлияли на вашу жизнь?
Что такое известность или слава? Нет, мне незнакомы эти понятия. VOGUE Italia – это интернет платформа, которая дает возможность фотографам со всего мира пробовать себя. Создается определенная база, в которой фотографы размещают фотографии, и редакторы PHOTO VOGUE имеют право либо забирать эти работы в свои базы, либо отклоняют их. Очень ограниченное количество фотографов могут размещать свои работы, количество работ тоже ограничено. Я постепенно начала отправлять свои работы. Одна из моих работ вошла в Best of VOGUE. Это для меня достижение, я бы даже сказала символичное достижение. Потому что эту работу я сделала в доме своих бита и къартбаба (бабушка и дедушка — прим. ред) в поселке Кок-козь (Соколиное), в котором проходило мое детство. Моя дочь Инает, как и я, наверное, когда-то в детстве, подошла к окну, и я сфотографировала её. Именно эта работа вошла в Best of VOGUE. Это интересно, это важно. Наверное, если бы это было неважно, то я просто бы складывала свои работы в стол. На данный момент в VOGUE Italia около 20 моих работ. Знаете, это такой фотографический адреналин, примут или нет, рассмотрят или нет. Я не считаю это признаком славы, это скорее «трамплин» или мотивация к развитию.
CANLI: Где нравится снимать больше: в Крыму или Санкт-Петербурге? С точки зрения света, тени, ведь знаем, что Петербург очень серый город.
Все-таки в Крыму я фотографирую больше. Потому что это — Крым, потому что это — состояние, потому что это — вдохновение, это — свет, это — цвет. Идёт какая-то внутренняя подпитка. Это свое, родное, это во мне и я этим живу. Что касается Санкт-Петербурга, то он меня подпитывает в культурном плане, в плане развития восприятия, искусства. Я много хожу в музеи, посещаю выставки, это такой монохром. Красота, но другая, абсолютно другая красота. Крым и Петербург — два совершенно разных места. Но это дело индивидуальное, в любом городе можно себя окружать теми людьми, с которыми тебе комфортно или нет. Естественно, я скучаю по Крыму, по укладу, по своей семье. Стараюсь как можно больше бывать там, и, если приезжаю, то только на длительный период.
CANLI: Совсем недавно в Симферополе состоялась выставка ваших работ. Какие творческие идеи вы планируете воплотить в Крыму в ближайшее время?
Я очень хотела выставку в Крыму, точнее, мы хотели семейный проект, и мы его реализовали. Эта выставка была для меня серьезным шагом. Это моя первая выставка в Крыму в таком масштабе. До этого я участвовала только в групповых. Было представлено огромное количество работ. Пока я анализирую прошедшую выставку и новых не планирую, однако уже начинаю думать о следующей, подбирать работы, место проведения.
Беседовала Джанике Ибраим