КГБ, колонии и музыка: из истории крымскотатарской эстрады

13 декабря 2018 в 11:23

Среди имен тех, кто в советское время в условиях давления и репрессий, создавал крымскотатарскую современную музыку — эстраду, джаз, рок — есть и имя Энвера Мустафаева (Джанай).

Родился в ссылке в 1956 году в поселке Палванташ Андижанской области Узбекистана. В 12 лет Энвер победил в конкурсе, где впервые исполнил свою авторскую песню. Это победа подтолкнула юношу к решению серьезно заняться музыкой.

За два года обучения он закончил на «отлично» пять классов музыкальной школы, освоив кларнет, саксофон, ударные, фортепиано и гитару. В 16 лет поступил в Каршинское музыкальное училище на отделение духовых инструментов. Первую музыкальную группу создал уже в армии, тогда призывали служить на два года.

Группа создала три альбома песен на трёх языках. К сожалению, сегодня эти альбомы утеряны и живут только в памяти родственников, друзей и поклонников творчества. После армии Энвер Джанай собрал группу «Минареты Несефа». На дворе был 1977 год.

В состав группы вошли Сергей Барышников – соло-гитара, Юнус Исмаилов – бас-гитара, вокал, Юрий Саруханов – клавишные, вокал, Сервер Османов – ритм-гитара, вокал, Рафаэль Ханбеков – ударные, Мемет Варельджи – труба, Закир Наркобилов – дутар, вокал.

Крымскотатарские песни в ресторане для иностранцев

За время существования «Минареты Несефа» выпустили два альбома, которые сегодня частично можно найти в интернете.

 

В 1979 году Энвера пригласили на учебу в Ташкентское эстрадное училище на джазовое отделение по классу саксофона. Вечерами Энвер подрабатывал в ресторане гостиницы «Ленинград». В один из таких вечеров его мастерство игры и вокальные данные покорили известного музыканта Равшана Закирова (брат Фаруха Закирова, руководителя легендарной советской группы «Ялла»).

В это же время Энвер знакомится с известным крымскотатарским музыкантом Рустемом Фаизовым, и они вместе принимают предложение Равшана Закирова войти в состав его группы.

В то время в гостинице «Ленинград» часто останавливались иностранцы. В репертуаре Энвера Мустафаева, увлекавшегося зарубежной музыкой, были западные хиты и авторские песни на крымскотатарском, в советское время запрещенном языке.

КГБ сломало челюсть за песни

Этот период совпал с активным развитием национального движения крымских татар. Будучи неравнодушным к судьбе своего народа Энвер часто посещал собрания диссидентов и принимал участие в движении за возвращение в Крым.

Однажды вечером по дороге домой после работы на Энвера напали сотрудники КГБ и сломали ему челюсть, пояснив это его чрезмерной активностью в национальном движении, а также исполнением песен на крымскотатарском языке. Угрозы и постоянные преследования вынудили Энвера уехать из Ташкента в Мубарек, где он снова создал ансамбль и вечерами подрабатывал в местном ресторане. В состав ансамбля вошли известные сегодня музыканты: Нафе Бекиров – ударные, Таир Сулейманов – клавишные, бас-гитара, Анвар Муртазин – соло-гитара.

Лесоповал и туберкулез: как оборвалась жизнь Энвера Джаная

Но «доблестные» сотрудники КГБ и здесь не давали покоя Энверу, «подставив» и «повесив» на него уголовное дело. Решением суда музыканта отправили в колонию строгого режима сроком на 7 лет. Оказавшись в тюрьме, он не переставал писать и воплощать в жизнь свои творческие идеи. Удивительно, но самый мрачный период его жизни стал и самым плодотворным. В таких условиях он выпустил три лучших своих альбома. В колонии строгого режима Энвер Джанай заболел туберкулезом, но вместо досрочного освобождения его отправили на лесоповал в болота Коми АССР. Спустя год, в 1987-м, отец и родной брат привезли его истощённого, без голоса, домой, где он умер спустя три дня.

По воспоминаниям племянницы музыканта, певицы Эмине Мустафаевой

Поделиться в социальных медиа: