На глаза мне попался мой собственный пост в Facebook о технике крымскотатарской вышивки «татар ишлеме». Друзья мои, это космос и фантастика, родом из нашего прошлого. Мы едва не потеряли этот мир, и только благодаря неравнодушным людям вновь смогли его вернуть.
Вот несколько удивительных фактов, которые заслуживают быть широко известными.
Факт #1. Крымскотатарская вышивка «татар ишлеме» не имеет аналогов в мире. Что поражает зрение и воображение сходу — эта вышивка двусторонняя, рисунок идентичен и с лицевой стороны, и с изнанки. Где узелки, где торчащие с изнанки нитки — нет их. Идеально, как ни крути. Работа такая тонкая, что понять, где начинается узор, а где завершается невооруженным взглядом невозможно.
Факт #2. В старину шелковые нити окрашивались растительными ингредиентами, поэтому даже спустя века они сохраняют свой цвет, не «плывут» при стирке, не выгорают на солнце. Растительные красители давали нежные цвета — розовый, бирюзовый, горчичный, терракотовый оттенки. Вышивка смотрелась всегда изящно. Развитие химической промышленности ударило по этой традиции в начале 20-го века. Аляповатые акриловые краски были яркими, но не такими стойкими. На образцах вышивки этого периода можно увидеть характерные подтеки.
Факт #3. В старину очень любили использовать в технике «татар ишлеме» золотую нить. Тонкие цветовые штрихи подчеркивали роскошь золота на воздушной ткани марамы. Это было не только красиво, это были самые настоящие инвестиции в произведение искусства. Многие женщины в депортацию брали с собой марама (платок, которым покрывали волосы), потому что это была еще и семейная реликвия.
Факт #4. Узоры не должны быть случайны, это по сути зашифрованное послание вселенной о том, чего хочет и о чем мечтает человек, который будет это носить или украшать свой дом. Каждый шов имеет свое название. Я запомнила самый смешной — «кеди баджагъы» — «кошачья лапка».
Факт #5. В начале 30-х исследовательница Чепурина документирует основные техники крымскотатарской вышивки и делает схемы 47 видов швов «татар ишлеме». Благодаря этой работе многое и удалось восстановить. Еще в середине 30-х годов в Крыму бойко работали артели вышивальщиц. Одну из самых талантливых и перспективных Зулейху Бекирову в 1937 году отправляют в Москву на учебу. Депортация не коснулась ее, был в этом какой-то божий промысел, не иначе. Много лет проработав в художественных вузах над изучением гобеленов, проводя экспедиции по всей Средней Азии, в начале 90-х Зулейха Бекирова приехала в Крым и показала некоторые техники швов тем, кто мечтал о восстановлении национальной вышивки. Одна из этих учениц — Эльвира Османова — горит этой идеей и поныне. За четверть века поисков она не только с закрытыми глазами может воспроизвести все 47 видов, записанные Чепуриной, но и по образцам из фондов восстановила еще более двадцати видов швов «татар ишлеме».
На фото: лицевая и изнаночная стороны вышивки «татар ишлеме». Как такое возможно?
Наджие Феми