Этому фильму удалось собрать вокруг себя самых колоритных персонажей российской политики и светской тусовки. Не устояв, на один из сеансов в Симферополе пришел и я. Кажется, человек, отдавший последние деньги на «Матильду» отлично дополняет этот паноптикум. В глазах сквозит любопытство, в кармане – ветер.
Антиреклама в виде призывов «не ходите на этот фильм, иначе станете грешником» возымела ожидаемый прямо противоположный эффект – кинотеатр был полон даже на следующий день после премьеры. Но если обычно люди ходят в кино наслаждаться, то тут совсем другая история. Многие пришли просто удовлетворить свое любопытство и понять ради чего была поднята вся эта шумиха.
До сеанса ещё минут двадцать, многие сидят, уткнувшись в телефоны. Лишь один мужчина пристально за мной наблюдает. Позже он подсел ко мне, держа в руках бумагу из прокуратуры. Как потом выяснилось, его обвиняли в избиении подростка и дали месяц до следующего слушания, после которого его и посадят, со слов его адвоката. После этого наша беседа как-то не задалась. Благо он отошел, и его сменил другой мужчина с военной выправкой. Мужчину звали Юрий, говорил он много и быстро и подозрительно поинтересовался: почему у меня красные глаза? Я моментально словил его прищуренный взгляд, и всё оставшееся время мы уже разговаривали обо мне.
Может, он был земным аналогом воздушных маршалов — специальных сотрудников, которые инкогнито летали на бортах самолетов и наблюдали за пассажирами в целях безопасности полета. Как и свои небесные братья он скрывался среди людей под видом обычного зрителя, а на деле являлся сотрудником служб, кто знает. Но когда мы смотрели фильм, он смотрел на меня, а не на фильм.
Как я попал в ловушку
Фильм выглядел богато, но оказался сухим. Никто после просмотра так и не понял, что хотели нам сказать и что донести. Конечно не мне судить картину: где я, а где режиссер Алексей Учитель. Но уплаченные 200 рублей за билет позволяют и мне немного покритиковать. Невольно оборачиваясь во время просмотра, чтобы размять затекшую шею, видел молодежь, которая «фейспалмила». Были моменты, когда и я к ним присоединялся. Например, когда показывали клишированного немецкого доктора и его пытки (куда без них, доктор же немецкий) над персонажем Данилы Козловского. Который, кстати, без смысла мечется за героиней, хоть как-то оправдывая потраченный хронометраж лишь в самом конце.
Через полчаса показа уже было ясно, на что мы пришли, а точнее, в какую ловушку попали. Но встать и уйти не хватило смелости. Все мы идем в кино для того, чтобы испытать эмоции: страх, счастье, грусть, хоть что-то, чтобы убежать от мира настоящего. С «Матильдой» все ровно наоборот. Там нет не только эмоций, хоть это и подавалась как драма, там просто хотелось поскорее покинуть зал. Драматизирую ли я? Ни капли. Можно ли драматизировать, когда фильм подают как главную картину года за 25 миллионов долларов? Я так и не увидел: куда и как можно было потратить такую сумму. Костюмы, которые собрали восторженные отзывы женщин? Может, единственная хорошая сцена с крушением поезда? Да, но она длится минуты две, если не меньше.
Я думал, будет взрослая любовь…
Вот чего я ещё не ожидал, так это вырезанных сцен, которые в трейлере показали, а в фильме решили упустить. Ощущение приторности и чрезмерного пафоса, который сдабривается глупыми действиями персонажей, заставляет повторять фразу одного из героев Андрея Владимировича: «Порой мне хочется вас убить».
Не знаю, был ли Николай II, действительно, таким инфантильным, хочется верить, что это лишь авторское видение. Но балерина Кшесинская ему в этом не уступает. Я думал, будет взрослая любовь, а получил пощечину. Этот фильм однозначно не стоил такого внимания, и я думаю, что он себя не окупит.
Ах да. Правоохранительные органы ради всеобщего спокойствия приставили двух полицейских и арочный металлодетектор к кинотеатру. Киношный маршал Юрий остался сидеть в зале и после титров. Может, он уснул? Но проверять времени не было. Нужно было идти домой. Пешком, поскольку любопытству и «Матильде» удалось потрепать мой студенческий бюджет.
Руслан Джемалетдинов
Трейлер к фильму Алексея Учителя «Матильда»
Фото: РИА Крым