Сложно сказать, что меня привело в театр. То ли стремление оценить игру крымскотатарских актеров, то ли желание приобщиться к высокому, то ли возможность лишний раз использовать свой бинокль. Как бы то ни было, билет был оплачен, а я чертовски доволен.
Заранее проштудировав «Театральный этикет» дабы не выделяться, в конечном итоге среди всех зрителей я один и выделялся. Проявлялось это по-разному. Например, по рекомендации я пропустил перед собой абсолютно всех женщин, зайдя в зал чуть ли не последним. Но когда ловил благодарные женские взгляды, то сразу отворачивался, потому что на чужих спутниц «смотреть неэтично». В довесок советы гласили, что разглядывать себя в зеркале — бестактно. Так что, и их я избегал, словно вампир. Изрядно вымотав себя этими советами, расслабился от нежных звуков скрипки и фортепиано, которые играли в фойе. Они сразу настроили всех на высокий лад, и многие приняли аристократическую осанку, любуясь игрой.
С высоты соседского балкона
Свет потух, на сцене зажглись гирлянды. Плохое зрение добавило зрелищу еще большей сказочности. Но бинокль рассеял пелену таинственности, и всё выступление я смотрел сквозь два окуляра. Сюжет спектакля прозаичен и не нов. Свекровь, не принимая невестку, хочет выжить её из своего дома. Звучит обычно, а вот выглядит совершенно иначе. Неожиданно потрясающая игра актеров и феноменальное внимание к деталям. Я, как человек искушенный хорошими фильмами, ожидал встретить на подмостках городского театра максимум неплохую игру. Но то, что я увидел, превзошло все ожидания. Ни одна эмоция, ни один взгляд, ни одно движение не были лишними. Тот самый баланс, при котором понимаешь, что это выступление, но наблюдаешь за всем словно с соседского балкона. Актеры играют настолько хорошо, что мне действительно стал неприятен персонаж свекрови. Эгоистичная, хитрая, строящая козни против милой невестки.
Дух нации и вредный этикет
Рядом со мной сидел дедушка, который, к счастью для меня, переводил диалоги своему внуку. Хотя, признаться, всё можно было смотреть и без слов. Экспрессия актеров свела на нет нужду в знании языка. В зал уже по ходу игры постоянно входили новые зрители, и он начинал постепенно заполняться. А когда две женщины дошли и до меня, следуя «театральному этикету» пришлось встать и уступить им место, потому что они хотели сидеть возле своего отца. По всей видимости, того самого дедушки. Так меня сместили на самый последний ряд. А я думал, правильно ли поступил, прочитав этот злосчастный этикет.
Но все эксцессы, которые происходили во время выступления, меркли, когда тух свет и начинался новый эпизод. Я пытался смотреть на всё без предубеждений, формировать самую объективную оценку на крымскотатарские спектакли. Правда, делиться ею я не вижу смысла, потому что это не музыка или фильм, чтобы сказать, хорошо или плохо. Все куда глубже. В этом театре будто заключен дух нации, и чтобы прочувствовать его, надо там очутиться.
Приду ли я еще сюда? Думаю, это вопрос к моей расточительности. Но, кажется, паре моих обедов придется принести себя в жертву искусству.
Руслан Джемалетдинов